Wojny czeczeńskie – „błąd”, „hańba” czy „narodowa tragedia” Rosji? Obraz konfliktów rosyjsko-czeczeńskich w rosyjskich podręcznikach do historii
Abstrakt
Artykuł ukazuje recepcję wojen czeczeńskich we współczesnych rosyjskich podręcznikach do historii; odpowiada na pytanie, jak współczesne rosyjskie społeczeństwo postrzega dziś te traumatyczne wydarzenia. Przeanalizowane w tekście fragmenty rosyjskich podręczników do historii, opracowań historycznych oraz wyników badań opinii publicznej przekonują, że wojny czeczeńskie to wydarzenia, z którymi nadal związane są liczne kontrowersje i sprzeczności. W podręcznikach obecna jest krytyka nieudolności rosyjskiego rządu i wojska, jednak częste są także próby usprawiedliwienia działań władz federalnych. Szczególną uwagę zwraca przemilczenie kwestii rosyjskich zbrodni wojennych. Zamiast tego wojny czeczeńskie umiejscawia się w ramach międzynarodowej walki z terroryzmem. Powyższe uwagi prowadzą do wniosku, że pamięć kulturowa, kreowana na wiedzy z podręczników, jest ukierunkowywana na przeformułowanie skrajnie negatywnych wspomnień o czeczeńskich konfliktach. Dokonuje się to poprzez celowe przemilczenia oraz podkreślanie problemu walki z islamskim ekstremizmem. Odbywa się tym samym stopniowe oczyszczenie rosyjskiej pamięci zbiorowej ze wspomnień błędów wojennych przy jednoczesnym włączeniu w nią dodatkowych sensów podejmowania działań zbrojnych w Czeczenii, co ma umocnić tożsamość zbiorową Rosjan.
Чеченские войны – «ошибка», «позор» или «национальная трагедия» России? Образ российско-чеченских конфликтов в российских учебниках истории
Целью данной статьи является показать восприятие чеченских войн в современных российских учебниках истории, чтобы ответить на вопрос, как современное российское общество воспринимает сегодня эти травматические события. Анализ фрагментов российских учебников истории, исторических исследований и результатов опросов общественного мнения доказывает, что чеченские войны – это события, с которыми до сих пор связаны многочисленные разногласия и противоречия. В учебниках присутствует критика некомпетентности российского правительства и военных, но часты тоже попытки оправдать действия федеральных властей. Особое внимание обращает упущение вопроса о российских военных преступлениях. Вместо того, войны в Чечне представляются в контексте международной борьбы с терроризмом. Вышеприведенные замечания ведут к выводу, что образование культурной памяти на основе учебников – это процесс, направленный на переформулировку крайне негативных воспоминаний о чеченских конфликтах. Он осуществляется с помощью преднамеренного сокрытия фактов, на первый план выдвигая проблему борьбы с исламским экстремизмом. Таким образом российская коллективная память постепенно очищается от воспоминаний военных ошибок; одновременно в память включаются дополнительные смыслы проводимых в Чечне военных действий, что должно еще более укрепить коллективную идентичность россиян.
Bibliografia
Cassidy R.M., Russia in Afghanistan and Chechnya: Military Strategic Culture and the Paradoxes of Assymetric Conflict, 2003.
Ciesielski S., Między wojnami (1996-1999), [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/interwoj.html (dostęp: 29.09.2015).
Ciesielski S., Pod sztandarami Szamila, [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/shamyl.html (dostęp: 29.09.2015)
Ciesielski S., Restytucja czeczeńskiej autonomii, [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/resauto.html (dostęp: 29.09.2015).
Ciesielski S., Wojna rosyjsko-czeczeńska 1994-1996, [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/1woj.html (dostęp: 29.09.2015).
Ciesielski S., Wojna rosyjsko-czeczeńska 1999-?, [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/2woj.html (dostęp: 29.09.2015).
Ciesielski S., Zbrodnie wojenne, [w:] Rosja – Czeczenia. Dwa stulecia konfliktu, http://sciesielski.republika.pl/czeczenia/zbrod.html (dostęp: 29.09.2015).
Duncan P.J.S., Contemporary Russian Identity between East and West, “The Historical Journal” 48 (2005), no.1 (mar.).
Falkowski M., Czeczenia a Rosja: znaczenie kwestii czeczeńskiej dla współczesnej Rosji, Prace OSW, Warszawa, 2003 (sierpień).
Furman D., Węzeł czeczeński, tłum. M. Jagiełło, http://www.calculemus.org/lect/L-I-MNS/08/rob-czecz.html (dostęp: 29.09.2015).
Jaimoukha A.M., The Chechens: A Handbook, London–New York 2005.
Karagiannis E., Energy and Security in the Caucasus, New York 2002.
Karagiannis E., Ethnic Conflicts in the Caucasus and Central Asia [w:] Politics of Conflict: A Survey, ed. by V. K. Fouskas, London–New York 2010.
Litwinienko A., Felsztinski J., Wysadzić Rosję, tłum. M. Szymański, Poznań 2007.
Oliker O., Russia’s Chechen Wars 1994-2000: Lessons from Urban Combat, 2001.
Oushakine S.A., Exchange of Sacrifices: Symbolizing an Unpopular War in Post-Soviet Russia, [w:] Fighting Words and Images: Representing War Across the Disciplines, ed. by E. V. Baraban, S. Jaeger, A. Műller, Toronto– Bufallo–London 2012.
Politkowska A., Druga wojna czeczeńska, tłum. i oprac. I. Lewandowska, Kraków 2006.
Potapova N., Normativity in Russian History Education: Political Patterns and National History Textbooks, “Journal of Social Science Education” 14(2015), no. 1 (spring), DOI 10.2390/jsse-v14-i1-1378.
Russell J., Terrorists, Bandits, Spooks and Thieves: Russian Demonisation of the Chechens before and since 9/11, “Third World Quarterly” 26(2005), no. 1, The Politics of Naming: Rebels, Terrorists, Criminals, Bandits and Subversives.
Sakwa R., Introduction. Why Chechnya?, [w:] Chechnya. From Past to Future, ed. by R. Sakwa, London 2005.
Z Siergiejem Kowaliowem, obrońcą praw człowieka w Rosji, rozmawia Irena Lewandowska, [w:] A. Politkowska, Druga wojna czeczeńska, tłum. i oprac. I. Lewandowska, Kraków 2006.
Алексашина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г., История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс. Базовый уровень, Москва 2010. [Aleksashina L.N., Danilov A.A., Kosulina L.G., Istoriya. Rossiya i mir v ХХ – nachale ХХI veka. 11 klass. Bazovyy uroven', Moskva 2010].
Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М. i.in., Школьный учебник истории и государственная политика, Москва 2009. [Bagdasaryan V.E., Abdulayev E.N., Klychnikov V.M. [etal.], Shkol'nyy uchebnik istorii i gosudarstvenna politika, Moskva 2009].
Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А. П., Степанищев А.Т., История России. ХХ-начало ХХI века, 9 класс, Москва 2010. [Volobuyev O.V., Zhuravlev V.V., Nenarokov A.P., Stepanishchev A.T., Istoriya Rossii. ХХ-nachalo ХХI veka, 9 klass, Moskva 2010].
Волобуев О.В., Кулешов С.В., История России. ХХ-начало ХХI века, 11 класс, базовый уровень, Москва 2009. [Volobuyev O.V., Kuleshov S.V., Istoriya Rossii. ХХ-nachalo ХХI veka, 11 klass, bazovyy uroven', Moskva 2009].
Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А., История Отечества. ХХ век. 11 класс, Москва 2002. [Dmitrenko V.P., Yesakov V.D., Shestakov V.A., Istoriya Otechestva. XX vek. 11 klass, Moskva 2002].
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А., История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс, Москва 2007. [Zagladin N.V., Kozlenko S.I., Minakov S.T., Petrov Yu.A., Istoriya Rossii. XX – nachalo XXI veka].
Измозик В.С., Рудник С.Н., История России. 11 класс, Москва 2013. [Izmozik V.S., Rudnik S.N., Istoriya Rossii. 11 klass, Moskva 2013].
История России 1945-2008. 11 класс, ред. А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, Москва 2009. [Istoriya Rossii 1945-2008. 11 klass, red. A.A. Danilov, A.I. Utkin, A.V. Filippov, Moskva 2009].
История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. Профильный и базовый уровни, ред. А.О. Чубарьян, Москва 2011. [Istoriya Rossii. XX –nachalo XXI veka. 11 klass. Profil'nyy i bazovyy urovni, red. A.O. Chubar'yan, Moskva 2011].
Как бы Вы отнеслись к тому, что Вашими соседями по дому были: E) Приезжие из Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия и т.д.), [Kak by Vy otneslis' k tomu, chto Vashimi sosedyami po domu byli: E) Priyezzhiye iz Severnogo Kavkaza (Chechnya, Dagestan, Ingushetiya i t.d.)], http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id =919&q_id=63487&date=14.07.2013 (dostęp: 15.09.2015).
Как вы думаете, Чечня в будущем останется в составе России – или станет независимым государством?, [Kak vy dumayete, Chechnya v budushchem ostanetsya v sostave Rossii – ili stanet nezavisimym gosudarstvom?], http://wciom.ru/zh/print_q. php?s_id=439&q_id=35052& date=10.10.1997, http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id= 499&q_id=36533&date=15.06. 1998, http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=356&q_d =28863&date=30.04.1999, http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=424&q_id=34235& date =15.07.2000 (dostęp: 15.09.2015).
Как вы полагаете, чем завершится вооруженный конфликт в Чечне?, http://wciom. ru/zh/print_q.php?s_id=380&q_id=30782&date=15.06.1999, [Kak vy polagayete, chem zavershitsya vooruzhennyy konflikt v Chechne?] http://wciom.ru/zh/print _q. php?s_id=321&q_id=25816&date=15.03.2001 (dostęp: 15.09.2015).
Как вы считаете, смогут ли российские власти в конце концов наладить положение дел в Чечне, обеспечить там порядок и мирную жизнь?, [Kak vy schitayete, smogut li rossiyskiye vlasti v kontse kontsov naladit' polozheniye del v Chechne, obespechit' tam poryadok i mirnuyu zhizn'?] http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id =300 &q_id=23766&date=15.02.2002, http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=548&q_id= 394 46&date=15.06.2008 (dostęp: 15.09.2015).
Конрадова Н., Школьные учебники истории: сравнительный анализ. Часть 1, http://urokiistorii.ru/learning/manual/2009/09/uchebniki-analiz-1 (dostęp: 21.06.2015).
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В., История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень, Москва 2010. [Levandovskiy A.A., Shchetinov Yu.A., Mironenko S.V., Istoriya Rossii. XX– nachalo XXI veka. 11 klass. Bazovyy uroven', Moskva 2010].
Левинтова Е. М., Баттерфилд Дж., Как формируется история и отношение к ней: школьные учебники о новейшей отечественной истории, «Вестник общественного мнения» 2009, № 3, s. 105, [Levintova Ye.M., Batterfild Dzh., Kak formiruyetsya istoriya i otnosheniye k ney: shkol'nyye uchebniki o noveyshey otechestvennoy istorii, «Vestnik obshchestvennogo mneniya» 2009, № 3] http://polit.ru/article/ 2010/03/11/uch ebniki/print/ (dostęp: 1.09.2015).
Литвинова Т.Н., Идея национального самоопределения в ценностных ориентирах и практиках Северо-Кавказских народов России, [w:] Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире, ред. А.С. Железняков, З. П. Яхимович, Москва 2010. [Litvinova T.N., Ideya natsional'nogo samoopredeleniya v tsennostnykh oriyentirakh i praktikakh Severo-Кавказских народов России, [w:] Tsennostnyye oriyentiry i prioritety v transformiruyushchemsya mire, red. A.S. Zheleznyakova, Z.P. Yakhimovich, Moskva 2010].
Магун В., Руднев М., Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами, [Magun V., Rudnev M., Zhiznennyye tsennosti rossiyskogo naseleniya: skhodstva i otlichiya v sravnenii s drugimi yevropeyskimi stranami], http://polit.ru/article/2008/06/02/rusvalues/ (dostęp: 77.10.2015).
О чём мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад, Москва 2012. [O czem miecztayut Rosyanie (razmyshlenia socyołogow) 2012].
Чем, по вашему мнению, на самом деле является Чечня в этом конфликте?, [Chem, po vashemu mneniyu, na samom dele yavlyayetsya Chechnya v etom konflikte?] http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=427&q_id=34505&date=30.03.1995 (dostęp:15.09. 2015).
Copyright (c) 2017 Roczniki Humanistyczne
Utwór dostępny jest na licencji Creative Commons Uznanie autorstwa – Użycie niekomercyjne – Bez utworów zależnych 4.0 Międzynarodowe.